Почему пленные шведы участвовали в параде, и какую роль играл «дедушка русского флота»?
Виктория Стрельцова, журналист
Традиция проведения военно-морских парадов, как утверждают историки, принадлежит англичанам. Российский император Петр I, осваивая теорию кораблестроения в стране Туманного Альбиона в 1698 году, единожды наблюдал это торжественное и по-британски чопорное действо, которое произвело на него впечатление. Идею он позаимствовал, но вот материализовал ее как по содержанию, так и по форме в русском стиле. Правда, не сразу.
Первая попытка провести некое подобие военно-морского парада была предпринята через год - 18 марта 1699 года. В нынешнем понимании это был скорее не парад, а лишь часть его - демонстрация сил только что созданного Азовского флота турецкому султану. По мнению российского императора, такая своеобразная демонстрация флага должна была способствовать установлению дипломатических отношений с Турцией и подписанию мирного договора.
Первый русский по-настоящему военно-морской парад состоялся только через 15 лет, 9 сентября 1714 года в Санкт-Петербурге. Повод был действительно весомый для такого торжества. 27 июля (7 августа по новому стилю) 1714 года в ходе Северной войны со Швецией русский флот одержал первую в российской истории морскую победу.
Устоявшихся традиций и накопленного опыта проведения подобных мероприятий в России в то время не было. Поэтому сценарий писался, что называется, с чистого листа, с пониманием правил воинского этикета той эпохи, в том числе отношения к поверженному врагу. Тем и интересна премьера того военно-морского торжества, некоторые традиции которого получили свое продолжение, а от некоторых пришлось отказаться.
Парад состоял из трех частей: демонстрация кораблей на Неве, торжественное прохождение участников битвы маршем по городу и народные гуляния.
Что интересно: в первых двух частях парада принимали участие не только победители, но и побежденные - трофейные шведские корабли, а также 200 пленных шведских солдат, матросов и 14 офицеров. И еще один нюанс: трофейные корабли и пленных пускали первыми, а за ними шли победители. Так, проход по Неве участников парада завершала русская флагманская галера корабельного контр-адмирала, на борту которой, как и во время боя, был сам Петр, а также еще несколько кораблей с русскими моряками.
А в торжественном прохождении по городу после пленных шведов и сопровождавших их двух рот солдат Преображенского полка следовали четыре русских унтер-офицера, которые несли низко опущенный развернутый флаг шведского контр-адмирала Эреньшельда. Потом шел сам контр-адмирал, а за ним – Петр в качестве контр-адмирала корабельного флота и полковника Преображенского полка.
Случайно ли или, как говорили тогда, на то Божья воля, но ровно через шесть лет, 27 июля (1720 г.), в день Святого Пантелеймона, была одержана еще одна морская победа - при Гренгаме. Вот почему именно эта дата – 27 июля – была выбрана Петром I и оформлена соответствующим указом как праздник Российского флота. Предписывалось ежегодно 27 июля проводить торжественные богослужения, морские парады и салютовать фейерверками, что послужило основанием считать эту дату днем Военно-морского флота России.
Через год, 30 августа 1721 года был заключен Ништадсткий мирный договор, завершивший Великую Северную войну со Швецией (1700–1721) и одновременно давший повод организовать торжества в Петербурге.
А вот в Москве торжества проходили в декабре. И надо было задействовать русскую смекалку - догадаться поставить суда различной формы и размеров на полозья, чтобы сформировать маскарадную эскадру, которая под предводительством самого Петра, командовавшего флагманским кораблем, двигалась по улицам столицы с музыкой и пушечной пальбой. Когда процессия проходила по Кремлю, то отдавала честь ботику Петра «Святой Николай» - «дедушке русского флота».
Напомним, что этот небольшой кораблик, похожий скорее на большую шлюпку, был построен в Англии около 1640 году. Его выписал через Архангельск двоюродный дед Петра – Никита Иванович Романов. Петр обнаружил его в 1688 году в сарае, спустил на воду и осваивал на нем азы судовождения на реке Яузе и на Просяном пруду в Измайлове.
Петровский ботик и стал своего рода талисманом военно-морских парадов России. Звездный час «Святого Николая» настал 11 августа 1723 года, когда состоялась его первая встреча с боевыми кораблями Балтийского флота в связи с торжествами по случаю второй годовщины заключения Ништадского мира. Более двух десятков боевых кораблей, выстроенных в парадный ордер на Кронштадтском рейде и украшенных сигнальными флагами, салютовали залпом из 1,5 тысяч орудий шедшему вдоль строя ботику, который отвечал выстрелами из своих пушечек. «Смотрите, - произнес в приветственной речи российский император, - как дедушку внучата веселят и поздравляют!».
Командиром «Святого Николая» был генерал-адмирал Ф.М.Апраксин, рулевым — адмирал Петр Михайлов (Петр I), лотовым — вице-адмирал А.Д.Меншиков, пушкарем — обер-цейхмейстер флота Отто, гребцами — вице-адмиралы Сиверс и Гордон. Полностью адмиральский экипаж участвующего в параде корабля – явление необычное, вошедшее в историю, но не ставшее традицией.
После этого грандиозного морского парада Петр I повелел: «Ботик 30 числа августа для торжествования выводить повсегодно на воду и иметь при Александро-Невском монастыре». Однако после смерти императора в 1725 году традиция перестала соблюдаться, а практика морских парадов стала нерегулярной.
Что касается «дедушки русского флота» как символа и талисмана военно-морских парадов в России, то он еще трижды (в 1803, 1828 и 1836 гг.) принимал участие в эти торжествах, находясь на борту больших кораблей.
После революции 1917 года руководство молодой Советской Республики сделало военно-морские парады регулярным мероприятием революционных праздников 1 Мая и 7 Ноября, но не в день Военно-морского флота, который в СССР впервые начал отмечаться в 1939 году с фиксированной датой - 24 июля, а после 1980 года дата стала «плавающей» - последнее воскресенье июля.
В постсоветской России начали возрождать исторические традиции военно-морских парадов. Главный из них проходит в городе-герое на Неве. В год 50-летия Победы в Великой Отечественной войне в 1995 году военно-морской парад вновь открыл ботик Петра I – историческая копия судна, воссозданная на старейшей судоверфи «Петрозавод», созданной Петром I на Охте в 1721 году.
Сегодня традиция проведения военно-морских парадов в День Военно-морского флота воссоздана. Традиционные торжества проходят на Балтийском, Северном, Черноморском, Тихоокеанском флотах и на Каспийской флотилии. Они демонстрируют как высокие технологические достижения российской судостроительной промышленности, так и уровень морской выучки и боевой подготовки военных моряков. Главный военно-морской парад, посвященный 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, продемонстрировал верность этим традициям 24 июня 2020 года в городе-герое на Неве.
Добавить комментарий